Голодание
В настоящее время в медицине существует и активно развивается направление естественного биологического лечения и профилактики различных заболевапий у людей и животных - лечебного дозированного голодания. Естественное лечение основывается на копцепции в соответствии с которой болезнь возникает в организме как результат его стремления освободиться от препятствий, затрудняющих нормальную деятельность. Эти препятствия обусловливаются факторами, действующими прежде всего внутри организма, а не вне его, как это утверждает официальная медицина. Натуропатия видит болезнь не как состояние, враждебное организму, а как попытку организма самоочиститься и самоисцелиться. Болезнь рассматривается как следствие образа жизни и привычек данного человека.

Считается, что сила, способная излечить болезнь, находится всегда только внутри самого пациента. Она проявится, как только будут изменены вредные привычки и образ жизни человека. Фундаментальные принципы естественного лечения:

1. Все болезни являются результатом одной и той же причины - накопления в организме отходов его деятельности, которые годами аккумулируются вследствие неправильного образа жизни, что в основном обусловлено неправильным питанием, недостаточным уходом за телом и привычками, ведущими к нервному возбуждению и нервному истощению организма, различного рода излишествами и злоупотреблениями.

2. Организм, как бы плохо с ним ни обращались, всегда стремятся улучшить свое состояние. Все острые заболевания не что иное, как стремление организма освободиться от токсинов, мешающих нормальной его работе. Хронические заболевания - это результат постоянного подавления тяжелых недугов неправильными методами лечения.

3. В самом организме находятся силы, которые могут вернуть его в нормальное здоровое состояние при условии, что для этого используются правильные методы лечения. Один из основных методов, которые помогают организму восстановиться, - лечебное голодание. Преимуществом лечебного голодания является то, что оно может помочь в случаях тяжелых хронических заболеваний, когда медикаментозное лечение это сделать уже не может. Швейцарский врач Бертоле сказал: "То, что голод не вылечит, ничто не вылечит".

Преимуществом является и то, что при лечебном голодании не возникает опасности вызвать другое заболевание, что иногда случается при медикаментозном лечении.
Профессор Ю. С. Николаев считает, что лечебное голодание следует развивать в двух направлениях: профилактическое и лечебное - и проводить в профилакториях и поликлиниках. Это дало бы повышение реактивности организма и силы его сопротивления болезни. В итоге может быть достигнут значительный оздоровительный эффект.
Особенно важным профессор Ю. С. Николаев считает проведение таких лечебных курсов для населения больших городов, где наблюдается сильное загрязнение окружающей среды. Эти мероприятия необходимы для предупреждения развития различных хронических заболеваний, для сохранения здорового поколения и как профилактика преждевременного старения. Они также перспективны для предупреждения возникновения различных опухолевых заболеваний, в том числе злокачественных.

В течение более 140 лет натургигиенисты применяли голодание как средство для восстановления здоровья, дающее организму возможность быстрого излечения от болезней. Они накопили чрезвычайно важный клинический опыт в этой области. Эти результаты вылились в глубоко обоснованное убеждение, что голодание является творческой силой, которая может быть использована и развита, как одно из регулярных упражнений в современной жизни.
Лечебное голодание имеет богатую историю. Еще в эпоху палеолита (40-50 тысяч лет назад) и позднее человеку часто приходилось сидеть на вынужденном "голодном пайке". Но тем не менее, как подтверждают палеонтологические раскопки, кроманьонец палеолита был физически крепким и рослым, с атлетическим сложением и превосходным здоровьем.
Сознательное голодание с целью оздоровления известно и в первобытном обществе, где врачевателями были старейшины племени. С возникновением религии исцеление больных переходит к представителям религиозных культов: шаманам, жрецам, священникам, а подготовка лекарей сосредоточивается в храмах. В этот период лечение голодом часто связано с теми или иными мистическими верованиями, является частью определенного религиозного обряда. Например, жрецы Древнего Египта обязаны были пройти испытание длительным постом перед посвящением в следующую ступень. А пост в те времена означал полное воздержание от пищи.

В сочинениях древних ученых Египта, Вавилона, Иудеи, Индии, Персии, Скандинавии, Китая, Тибета, Греции и Рима первое место среди советов по нелекарственному лечению занимает лечебное голодание. Греческие философы Сократ и Платон также регулярно проводили многодневные курсы голодания, которые, по их мнению, способствовали достижению "высшей степени умственного проникновения".

В Европе на развитие медицины большое влияние оказал древнегреческий врач Гиппократ. Многие его открытия и рекомендации сохранили свое значение до настоящего времени. Ему же принадлежит знаменитая заповедь "Не навреди!". Великий Гиппократ прежде, чем назначить больному медикамент, рекомендовал выводить, буквально выжимать из организма все то, что ему не нужно, и проделывать это до тех пор, пока не восстановятся все функции. А лучшего средства, чем голодание, для этих целей не найти. И во время критического периода болезни Гиппократ неизменно прописывал голодание.

Огромное влияние на прогресс медицины в течение многих веков оказали труды крупнейшего ученого средневековья Абу-Али Ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценны (980-1037). Путешествуя, Авиценна заходил и в хижины бедняков, и во дворцы богатых эмиров. Он всем предписывал свое любимое лечение - голодание в течение 3-5 недель, особенно больным оспой, сифилисом. Рекомендовал движение, гимнастику, ванны, массаж, а если выдержит пациент, то и баню. У бедняков это лечение вызывало полное одобрение: ведь голодание - самое дешевое лекарство. Во дворцах метод не нравился. Но именно здесь он был особенно нужен и полезен. И скрепя сердцем эмиры подчинялись - прописал "лекарство" сам великий Авиценна!

В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях. В те времена, как уже мы говорили, пост чаще всего означал полное воздержание от пищи, а зачастую и от воды. В XIV веке на Руси возникают так называемые пустыни, многие из которых превратились затем в монастыри. Вокруг них селились крестьяне, особенно к северу от Москвы, подальше от опасности со стороны татар. Современники Сергия Радонежского описывали, как он очень часто голодал сам, побуждал к посту монахов, но телом они были крепки и духом сильны.

Немецкие ученые Шейк и Маейер в 1938 году в период лечебного голодания обнаружили увеличение защитных сил организма против ряда болезнетворных микробов. Так называемая бактерицидность была выявлена в связи с нарастанием ацидоза на фоне голода. Особенно она проявлялась после так называемого апидотического криза и достигала своего максимума на третьей неделе голодания. Более того, она сохранялась и после лечебного голодания. Еще ранее Ф. Бенедикт (1915 г.) указывал на тот факт, что ацидотический криз (пик) является определяющим фактором в восстановительной работе голода. Таким образом, уже на первых этапах развития теории голодания, или эндогенного питания, особая лечебно-профилактическая роль отводилась периоду ацидотического криза (6-8 дней голодания) и последующим за ним 2-3 неделям воздержания от пищи.

Фундаментальные работы академика М. Ф. Гулого и профессора М. И. Волского в 60-70 годах нашего столетия по вопросам фиксации клетками млекопитающих CO2 и азота из воздуха, а также идеи новосибирского ученого К. П. Бутейко создали реальные предпосылки для формирования теоретическою обоснования лечебно-профилактического действия компенсированного ацидоза на основе улучшения качества биосинтеза в клетках человека (млекопитающих) путем повышенного усвоения клетками С02 и азота.



 

Фотогалерея